КАК НАМ ДОСТИЧЬ ГАРМОНИИ
ВНУТРЕННЕГО СО ВНЕШНИМ?
Тропическая жара в умеренных широтах и снег в тропиках, замерзающие каналы в Венеции, ледоколы в южных морях, засуха в дождливой Великобритании, сорокоградусный зной на севере Дании… Все эти и другие природные несообразности не могут не волновать здравомыслящего человека: что случилось, к чему мы движемся? О Промысле Божием о мире и каждом человеке мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.
Некоторые утверждают, Высокопреосвященнейший Владыко, что глобальные беды человечества, как правило, спровоцированы его потребительским отношением к жизни и окружающей среде. Так ли это, по Вашему мнению, и что побуждает людей действовать во вред себе, какие страсти это порождают?
— Думаю, самолюбие. Оно, как бездонный мешок, вмещает в себя множество негативных составляющих — эгоизм, упрямство, зависть, своеволие, самоуверенность. Ему трудно противостоять, особенно если у человека нет духа жертвенности, которая сродни взаимопониманию и отзывчивости. Но как же много она значит в жизни! Мне вспоминается такой трогательный рассказ. Однажды четырехлетний малыш увидел, что их старенький сосед, который недавно потерял жену, сидит одиноко в своем дворике и горько плачет. Малыш зашел в его двор, залез к нему на колени и так с ним долго-долго сидел. Когда мама спросила, что же он говорил соседу, мальчик ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать».

Мы часто страдаем оттого, что не видим сострадания, сочувствия у наших ближних. А ведь даже и малое сопереживание способно вершить чудеса. Но если живет в сердце себялюбие, то человек не может поселить в него других, да еще с их бедами и проблемами. Он и сам-то не имеет покоя, душевного мира, ибо внутренне не свободен. Получается, что себя самих мы любим, а других нет. Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему, поэтому так и поступаем.

Любящий себя живет не по духу Евангелия. Он не заботится обо всем Божием, не имеет жертвенности, а значит, постепенно теряет свою душу. Если же человек посвящает свою жизнь Богу и становится живой жертвой, тогда Божий огонь приходит в его жизнь, и никакие вражии козни ему не страшны. Жертва хранит нас.
Значит, Ваше Высокопреосвященство, все-таки можно признать, что наше потребительское отношение к жизни, в основе которого лежит самолюбие, и породило глобальные вызовы XXI века?
— Несомненно. Если взять внешний аспект, то связаны эти вызовы с бездумным, эгоистичным и практически неограниченным потреблением энергии и ресурсов. А глобальное вовлечение в технологическое развитие все новых регионов неизбежно приводит к интенсивному истреблению природных ресурсов. Об этом очень убедительно говорит ученый-физик, член-корреспондент Российской академии наук, директор Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» М.В. Ковальчук. По его утверждению, все в природе устроено Творцом гармонично и ресурсного дефицита не было многие тысячи лет. Но в последних полтора-два столетия человеком была создана техносфера, которая стала основой цивилизации. И что произошло?

Ученый приводит одну цифру: общее количество кислорода, потребленного всей цивилизацией до нашего времени, составляет 200 млрд тонн. Мы это же количество кислорода истребили за 50 лет. Вот в чем причина кризиса — в противоречии между природой и созданной человеком техносферой.

Поэтому, чтобы выжить, нужно внедрять качественно иные подходы к нашей жизни внутренней, а во внешней — технологии, которые не наносят урона окружающему миру. Нельзя забывать, что мы всего лишь частица мироздания, а в нем строение и сущность происходящих процессов подчиняются существующим канонам природы — Божиим законам.

Здесь я бы в пример привел святого Паисия Афонского. Когда преподобный шел по тропинке и видел сломанное деревце, то сразу же делал шину и перевязывал его. Он никогда не проходил мимо! В тех местах, где он жил, можно было видеть на деревьях множество таких перевязок. Это и есть выражение любви к Божию творению, чего всем нам так не хватает в погоне за сиюминутными благами.
И как Вы, Ваше Высокопреосвященство, посоветуете бороться с этим ядовитым недугом?
— Нам, гордым и духовно расслабленным современным людям, бороться с завистью можно только одним способом — безжалостным обличением этой страсти в себе, осознанием ее в себе, честным признанием, что вот здесь я позавидовал. И без всякого самооправдания и саможаления. В помыслах нужно каяться и удерживать себя от того, чтобы поступать по страсти. Например, если кого-то похвалили, и меня это уязвило, и я стараюсь в разговоре как-то осудить этого человека, прямо или косвенно задеть, насмехаюсь, иронизирую (вариантов тут много) — в этом случае я поступаю по страсти. Если удерживаю свою реакцию — я не грешу завистью делом. Это уже неплохое начало, если, конечно, при этом вы мысленно себя укоряете за гордость.

Необходимо также научиться благодушно терпеть скорби — это, пожалуй, главное, чем мы сегодня спасаемся.
Ведь сколько ни живи, а уходить придется. С чем уходить — вот самая главная проблема, которую нужно решить за отведенный нам Богом жизненный период. Потому давайте ценить каждый подаренный нам день, благодарить за него, очищать душу от грехов и страстей.

И да поможет нам в этом Господь!
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок


25.01.2017

Made on
Tilda